Судебное разбирательство с таможней: как правильно выбрать код ТН ВЭД ЕАЭС для товара на примере квадрокоптера

19 ноября 2020

С каждым годом потребительские товары становятся все более многофункциональными, сочетают в себе большой набор признаков и технических характеристик. При ввозе на территорию РФ разнообразие товарных групп приводит к усложнению их классификации и трудностям при выборе кодов ТН ВЭД ЕАЭС. А это в свою очередь, влечет за собой увеличение таможенных платежей для владельцев товара.

Подобную ситуацию хорошо иллюстрирует кейс по ввозу квадрокоптеров на территорию РФ и судебные разбирательства с Санкт-Петербургской таможней в связи с изменениями кодов ТН ВЭД ЕАЭС в декларации.

Предметом судебного разбирательства был спор между Обществом, ввозившим квадрокоптеры, интересы которого в суде представлял юрист компании "Кирюхин и Партнеры" Алексей Михайлюк, и Санкт-Петербургской таможней, которая внесла изменения в декларацию на товары, в части классификации товара по кодам ТН ВЭД ЕАЭС (дело № А56-115770/2019).

В настоящее время при ввозе на территорию РФ винтовых летательных аппаратов (квадрокоптеров), декларанты сталкиваются с трудностями при их классификации в зависимости от характеристик. Это связано с тем, что квадрокоптеры, идущие в комплекте с фото-видеокамерами, могут быть отнесены сразу к трём кодам ТН ВЭД:

Законодательная база по классификации квадрокоптеров установлена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.10.2018 № 172 "О классификации квадрокоптеров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического Союза".

В пункте 1 этого Решения дается подробное разъяснение по квадрокоптеру с видеокамерой, который классифицируется в товарной позиции 8802 ТН ВЭД ЕАЭС. Квадрокоптер представляет собой четырехвинтовой летательный аппарат, используемый для различных целей. Он может быть оснащен фото- и видеооборудованием или иным оборудованием, имеющий встроенные приемники навигационных систем (GPS, ГЛОНАСС и др.). Аппарат управляется оператором дистанционно с земли или с другого летательного аппарата. Также он может осуществлять автоматизированный полет и следование по заранее запрограммированному маршруту.
Согласно пункту 2 Решения, квадрокоптер, не оснащенный фото- и видеооборудованием, классифицируется в товарной позиции 9503 ТН ВЭД ЕАЭС.

Несмотря на эти разъяснения, в судебной практике можно встретить случаи, кода квадрокоптеры при таможенном декларировании заявляют по коду 8525 "записывающие видеокамеры прочие" (например Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.09.2018 по делу № А41-3189/2018).

Очевидно, что единого подхода к классификации квадрокоптеров у таможенных органов на сегодняшний день не существует. Именно это и было основной темой судебного спора с Санкт-Петербургской таможней.

Как следует из материалов дела, в августе 2019 года Общество ввезло в РФ квадрокоптеры, обозначенные как игрушки со встроенным двигателем. Были отмечены следующие характеристики устройства:

Таможенный орган в ходе проверки правильности определения классификации по ТН ВЭД ЕАЭС запросил у Общества дополнительные документы и сведения, подтверждающие технические характеристики товара.

По результатам анализа представленных документов Санкт-Петербургская таможня приняла решение о классификации ввезённых товаров по коду 8525 80 990 9 "Аппаратура, передающая для радиовещания или телевидения, включающая или не включающая в свой состав приёмную, звукозаписывающую или звуковоспроизводящую аппаратуру; телевизионные камеры, цифровые камеры и записывающие видеокамеры", что повлекло для Общества доначисление таможенных платежей и пошлин.

Таможенный орган исходил из того, что основным классификационным признаком квадрокоптера является его определение как летательного аппарата, оснащенного фото-видеокамерой для записи изображений на внутреннее запоминающее устройство или носитель. То есть, по мнению таможни, именно наличие фото-видеокамеры явилось основной характеристикой товара, позволяющей классифицировать устройство как видеокамера.

При выборе кода ТН ВЭД таможня применила следующую логику:

Вместе с тем, детального исследования товара таможней не проводилось, не была дана оценка функциональной роли камеры в квадрокоптере как едином комплексе.

Общество, интересы которого в суде представил юрист компании "Кирюхин и Партнеры", обжаловало решение таможенного органа о классификации товаров и изменении кодов ТН ВЭД. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, поддержал позицию Общества, так же как и суд апелляционной инстанции.

Принимая решение в пользу Общества, суды исходили из следующего:

Вопреки доводам таможни суд указал, что наличие в товаре видеокамеры не является основанием для отнесения его к товарной подсубпозиции 8525 80 990 9 "записывающие видеокамеры прочие", поскольку товар в целом предназначен для развлекательных целей, и использовать квадрокоптер отдельно от видеокамеры является технически возможным.

Суд апелляционной инстанции указал, что с учетом комплектности, конструкции и принципов работы квадрокоптера, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что задекларированный Обществом товар является разновидностью игрушек, который в качестве дополнительной функции имеет возможность осуществлять видеосъемку или фотографирование объектов с высоты. При этом доказательств наличия в спорных квадрокоптерах встроенных приемников навигационных систем (GPS, ГЛОНАСС и др.) таможенным органом представлено не было.

Таким образом, суды пришли к выводу, что товар представляет собой устройство, в котором видеокамера непосредственно не участвует в управлении полетом и его стабилизации, а поэтому не может служить определяющим признаком при выборе кода ТН ВЭД ЕАЭС.

Если посмотреть судебную практику, то и Верховный суд РФ в деле № А09-12191/2018 указал, что при рассмотрении споров о классификации товаров в соответствии с основными правилами интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) 1 и 6 должны приниматься во внимание объективные свойства и характеристики таких товаров, имеющие значение для правильной классификации, согласно описанию соответствующих товарных позиций или субпозиций.

Рассмотренный подробно кейс о ввозе квадрокоптеров, в очередной раз доказывает, что более детальное исследование характеристик товара, их влияния на общее функционирование, установление взаимосвязи комплектующих с базовым элементом, может являться определяющим фактором при классификации товара и, как следствие, при исчислении сумм таможенных платежей и пошлин.

Алексей Михайлюк
юрисконсульт ООО "Кирюхин и Партнеры"

Источник: www.tks.ru

Вернуться к списку новостей