Таможенное оформление в 2020 году
Так же как и до пандемии, услуги таможенных представителей достаточно востребованы на рынке, особенно у крупных компаний, которые готовы работать только с солидными организациями, осуществляющими таможенное оформление товаров, и обязательно через проведение тендера, причем наличие профильного свидетельства является дополнительным преимуществом. Да и профессионализм сотрудников обычно выше именно у лицензированных представителей. Можно сказать, что этот рынок достаточно стабилен: у его участников с опытом работы сильные позиции, а новые игроки почти не появляются.
Так, например, наша компания специализируется на перевозках товаров сегмента fashion. Из-за распространения коронавируса произошло резкое падение объемов данных товаров в апреле — июле 2020 года, так как традиционный офлайн-ретейл приостановил свою деятельность. Сейчас ситуация стабилизировалась и объемы перевозок в этом сегменте вернулись к прошлогодним показателям. Если говорить об общих тенденциях, то в наибольшей степени из-за карантинных мер сократились перевозки товаров народного потребления — тех, что реализовывались в обычных магазинах. В свою очередь, на логистических рынках наблюдался рост отправок средств индивидуальной защиты, особенно одноразовых масок.
Главная особенность таможенного оформления товаров при трансграничной торговле внутри ЕАЭС состоит в том, что таможенный контроль отсутствует как таковой, грузы не заезжают на таможенные посты. Процедура таможенного оформления сводится к подаче через личный кабинет на сайте Федеральной таможенной службы (ФТС) специальной статистической формы, которая должна быть подана импортером в следующем после завоза партии товаров месяце. Данная форма является заявительной и подтверждается электронной цифровой подписью уполномоченного лица импортера. В настоящее время она достаточно распространена среди высшего руководства компаний, поэтому проблем здесь, как правило, не возникает.
Некоторые аспекты работы таможенных представителей изменились на фоне введения в России и в мире карантинных мер, изменения вносились и в профильное законодательство. Они касаются в первую очередь предоставления оригиналов различных документов для таможенного оформления. Так, в начале апреля 2020 года наличие оригинала сертификата происхождения, который является необходимым условием получения льгот при ввозе товаров из наименее развитых стран, перестало быть обязательным. При таможенном оформлении допускается подача копии сертификата с условием предоставления оригинала в течение 6 месяцев. Также ФТС существенно облегчила ввоз средств индивидуальной защиты — в марте 2020-го были предоставлены тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Это было сделано в целях реализации государствами, входящими в ЕАЭС, мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции.
Имели место и некоторые сложности в осуществлении международных перевозок. Во время пика пандемии возникали значительные очереди на границах Евросоюза. Многие страны ввели пограничный контроль: в пунктах пропуска проводились процедуры по обеззараживанию грузового транспорта, контролю состояния здоровья водителей и проч. Стоит отметить, что сейчас ситуация стабилизировалась, движение грузов нормализовалось.
Отдельно нужно подчеркнуть, что события, связанные с пандемией, не повлияли на ход модернизации таможни в России. Степень цифровизации ряда процессов при таможенном оформлении возрастает, продолжается концентрация массива оформляемых деклараций на товары в Центрах электронного декларирования (ЦЭД), открытие которых предусмотрено программой развития таможенных органов в РФ. Одно из преимуществ работы ЦЭДов — разрыв цепочки "декларант — инспектор", отсутствие человеческого фактора и, как следствие, снижение коррупционной составляющей. Теперь при таможенном оформлении исключен такой момент, как настроение инспектора, — все участники внешнеэкономической деятельности оказываются в равных условиях. И главную роль играет квалификация декларанта.
Но есть и сложности: на сегодняшний день мы все зависим от интернета, от работы сервера ФТС, а оборудование и программное обеспечение могут дать сбой. И если случаются технические неполадки, то оформление грузов парализуется по всей стране, как это было, например, 26 августа 2020 года, когда два дня практически невозможно было подать декларацию в ЦЭД из-за поломки сервера ФТС. Эта ситуация показала, что на первый план выходит надежность аппаратных средств ведомства. Надеемся, будут предприняты соответствующие меры и подобных ситуаций в будущем не возникнет.
В начале июля 2020 года Минфин РФ выпустил приказ, согласно которому декларация и выпуск подакцизных и определенных видов товаров осуществляются на Акцизном специализированном таможенном посту (Центре электронного декларирования) Центральной акцизной таможни (ЦЭД ЦАТ). В числе таких товаров — пиво, электронные сигареты, пульты ДУ, самоходные механизмы и т. д. Основная проблема при их регистрации заключается в том, что товарные потоки приходится разделять: теперь часть груза необходимо везти на обычные склады временного хранения, а часть — на акцизные. Разумеется, это увеличивает транспортные расходы импортеров. Да и расценки у складов временного хранения, на которых оформляются акцизные грузы, как правило, выше как минимум на 50, а иногда и на все 100%. Если же говорить о том, как это отразится на конечном потребителе, то, полагаю, будет наблюдаться рост цен на данные товары в районе 5–10 %.
В 2020 году уже произошли изменения в таможенном законодательстве и в работе профильного ведомства. Однако вполне возможно, что на этом перемены не закончатся. Мы ожидаем закрытия ряда региональных ЦЭДов и открытия вместо них Электронных таможен. Так, в текущем году уже прекратили свою деятельность Владимирский и Тверской ЦЭДы, этот список скоро пополнит и Смоленский центр. Оформление товаров в зоне деятельности Центрального таможенного управления будет производиться на таможенном посту Центральный, расположенном в Москве, штат которого до конца не укомплектован. Его планируется пополнить кадрами из закрывающихся ЦЭДов, однако пока не все инспекторы готовы к переезду в столицу или к долгой дороге на работу. Результатом такой неопределенности стало увеличение сроков оформления деклараций, которое мы наблюдаем и сейчас.
Еще одна пока не решенная проблема — ценовой демпинг на услуги таможенного оформления. Таможенные представители из-за уменьшившегося объема импорта вынуждены снижать цены, чтобы выиграть тендеры у крупных участников внешнеэкономической деятельности. За последние пять лет ставки снизились в два-три раза. Как следствие, рынок покинули многие некрупные игроки, что только ускорило процесс его консолидации.
Источник: www.tks.ru