Результаты комплексной программы развития ФТС России на период до 2020
Как изменилось таможенное регулирование в России?
Цифровизация
Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года была принята 7 лет назад – в 2012-м году. Ее главной задачей является упрощение процесса таможенного оформления, а также перенос контроля со стадии таможенного оформления деклараций на пост контроля, то есть усиление контроля за товарами после их выпуска. Для этого были сформированы специальные отделы.
Всё сопровождается повсеместной цифровизацией – переходом на электронное декларирование и созданием электронной таможни. Так называемые ЦЭДы (центры электронного декларирования) призваны обеспечить разрыв физической связи между декларантом и инспектором. Раньше на таможенных постах были целые отделы с инспекторами, которые общались с таможенными представителями напрямую, однако такой формат способствовал появлению коррупционных схем. Поэтому, в рамках новой стратегии, человеческий фактор и живое общение должны заменяться цифровой системой передачи данных.
Долгое время таможенные посты размещались на базах коммерческих таможенных терминалов. Сейчас все отделы оформления собраны в ЦЭДы и представляют собой закрытые здания, в которых работают таможенные инспекторы и, в которые не допускаются участники ВЭД (внешнеэкономической деятельности).
Вся таможенная инфраструктура была перенесена в здания, находящиеся в федеральной собственности. Стоит отметить, что в последнее время такие объекты специально выкупают под ЦЭДы или стоят их с нуля в местах, в которых работа инспекторов будет максимально отстранена от коммерческих структур.
Увеличение площадей объектов таможенной инфраструктуры, относящихся к федеральной собственности и используемых для размещения должностных лиц таможенных органов, а также создание электронной таможни, были главными направлениями стратегии ФТС 2020. Многие инструменты, прописанные в стратегии, уже успешно применяются на практике.
Упрощение таможенного оформления
Автоматическая регистрация, в рамках которой система самостоятельно регистрирует декларацию и присваивает ей номер, существенным образом ускоряет процесс таможенного оформления.
Также в последние годы ФТС создавала автоматизированную систему управления процессом таможенного оформления. Сегодня присвоение номера электронной декларации, отправляемой в ЦЭД, происходит вручную инспектором или осуществляется в автоматическом режиме.
Новая система форматно-логистического контроля (ФЛК) настроена следующим образом: если декларация прошла контроль автоматически, то формально она заполнена правильно и номер ей присваивается автоматически, что значительно снижает долю человеческого труда, экономит средства и ускоряет процесс. Так, например, только московский ЦЭД оформляет в день более трех тысяч деклараций, что является очень большим объёмом.
Если система ФЛК не выявила нарушений по формальному признаку, то декларация выпускается самостоятельно, то есть происходит так называемый автовыпуск. Доля таких деклараций растет с каждым годом и будет продолжать увеличиваться. Сейчас основной объём автовыпуска производится в основном по декларациям компаний, которые находятся в низкой зоне риска (по системе управления рисками – СУР), то есть имеют позитивную историю, хорошую репутацию и сравнительно небольшие объёмы.
Нехватка кадров
При переходе в ЦЭДы резко усугубился кадровый вопрос. Нехватка квалифицированных сотрудников происходит не только из-за сокращения количества таможенных инспекций, превращения их в ЦЭДы и замены человеческого труда программным, но и из-за низкого уровня заработной платы.
Произошедшие географические изменения мест работы многих сотрудников тоже сказались на сохранении высокопрофессиональных кадров. Инспекторы, которые жили в области, теперь вынуждены ездить в самый крупный Московский областной таможенный пост или менять место работы. Штат Московской областной таможни (МОТ) насчитывает 332 человека, а три месяца назад их было всего 107.
Средняя зарплата инспектора составляет 35-40 тыс. рублей. Молодые специалисты, как правило, уходят после года работы ввиду низкой заработной платы. Таким образом, возникает целый пласт неопытных кадров, которые по объективным причинам не могут в одночасье освоить серьёзный программный комплекс. А таможенный инспектор должен обладать знаниями по тарифному урегулированию, сертификации и классификации.
ФТС пытается решить кадровый вопрос с помощью командированных специалистов из других регионов России, однако это помогает решать насущные вопросы только локально.
Стратеги ФТС России 2030
Подводя итоги и оценивая эффективность основополагающих целей текущей стратегии ФТС, хочу отметить, что заявленный цифровой прорыв, если ещё окончательно и не произошёл, то будет реализован в самое ближайшее время.
Положения новой стратегии на период до 2030 года подтверждают и продолжают выбранный современный курс на дальнейшее внедрение искусственного интеллекта в процессы электронной обработки больших массивов данных, убыстряя и упрощая взаимодействие таможенных органов с остальными участниками ВЭД.
Бондаренко Константин Эдуардович,
заместитель генерального директора компании BMJ-logistics
Источник: www.tks.ru