Полный сюр: Объединение таможни РФ и Беларуси

17 сентября 2019

«Коммерсантъ» сообщил, что Россия и Беларусь договорились об экономической интеграции, которая должна начаться с января 2021 года. Помимо прочих радикальных ноу-хау предполагается чуть ли не объединение таможенных служб двух стран. Представить масштабы преобразований сложно, потому как план накидан лишь в общих чертах. Но если вообразить, что Государственный таможенный комитет Беларуси и Федеральную таможенную службу России действительно собираются объединить, то возникает пласт проблем и неразрешенных вопросов. Который делает затею маловероятной.

У Москвы и Минска немало взаимных претензий к действиям и политике друг друга. Значительная их часть сосредоточена в области внешнеэкономической деятельности. Россия подозревает (и находит подтверждения) Беларусь в реэкспорте подсанкционных товаров. Кроме того, в СМИ проходят данные о ежегодных нелегальных поставках из Беларуси в РФ 5,5 млрд штук сигарет.

Возможно, объединение служб или хотя бы единая таможенная политика позволят прекратить такое попустительство. Однако ясно, что на этих схемах белорусские предприниматели зарабатывают деньги. Чтобы Минск взял и сдал эти рубежи под крыло России? Сомнительно, учитывая, что Александр Лукашенко горой стоит за суверенность своих решений и свою политику в республике.

Впрочем, конечно, при любом вопросе можно сторговаться и найти компромисс. В конце концов, после долгих уговоров и увещеваний белорусский президент поставил подпись под Таможенным кодексом ЕАЭС в 2017-ом.

Вещь, которую России наверняка бы хотелось контролировать – экспорт Беларусью нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. Обвинения в реэкспорте без соответствующего возврата пошлин звучали в адрес Минска неоднократно. Под видом растворителей и разбавителей экспортируются нефтепродукты, а поскольку они не входят в список товаров, облагаемых пошлиной, российский бюджет ничего не получает. Россия при этом продает Беларуси нефть беспошлинно.

Но и у Минска свои претензии по части торговли нефтью. Так с начала года республика недополучила 16,2 млрд российских рублей таможенных пошлин из-за налогового маневра России в нефтяной сфере. Выражая недовольство по этому поводу, Минск получает от Москвы отказ обсуждать компенсации. Тем не менее, Лукашенко намерен вновь поднимать этот вопрос: «Не будем же мы постоянно на коленях ползать перед своим старшим братом и вымаливать какие-то крохи. Мы должны сами строить здесь политику со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Техническое объединение, в части программных средств, представить пока тоже невозможно. Даже в рамках одного государства мы имеем достаточно проблем во взаимодействии с таможенными органами. Электронный документооборот уже лет пять преподносится как ноу-хау, хотя пора бы обзавестись новым предметом для гордости. Электронное декларирование и даже автоматическая регистрация деклараций в 21 веке – это норма, а не «вау». Как объединить одну, работающую с нареканиями, систему со второй, про которую нам ничего неизвестно? Выделить миллиарды и молиться, чтобы заработало?

И последнее. Несмотря на декларируемый гармонизированный подход к таможенному оформлению грузов, некоторые российские предприниматели предпочитают иметь дело с белорусской таможней, а не с российской. «Перевозчики выбирают наши участки границы, так как здесь безопасно, спокойно и быстро можно оформить грузы», — говорит глава ГТК Юрий Сенько, комментируя увеличение объемов транзитных грузов. В Россию через Беларусь за январь — август было направлено на 308 тыс. т грузов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объединим службы и раз и навсегда прикроем «белорусскую схему»? А какой прок в этом для Беларуси?

Представляется, что Москва хочет контролировать Минск в части таможенной деятельности, поскольку с ее стороны к ГТК куда больше претензий, чем в обратном направлении. Но чтобы эту власть получить, Беларусь придётся – ни больше, ни меньше – залить нефтью с максимальными скидками. Пойдет ли Минск на эту сделку?

Источник: www.tks.ru

Вернуться к списку новостей