Общесоюзный «ТРОИС» придушит параллельный импорт на корню?
В Евразийском экономическом союзе создается аналог ТРОИС, соответствующий закон принят в этом месяце. ТРОИС в России – это Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, призванный защищать интересы правообладателей. Теперь защита выходит на новый уровень
Евразийская экономическая комиссия не раз возвращалась к вопросу легализации параллельного импорта. Т.е. таких условий, при которых товары, маркированные защищенными товарными знаками, могут ввозить любые юрлица, а не только уполномоченные правообладателем (дистрибьюторы). Члены различных коллегий подчеркивали, что возможность ввозить товары без специального разрешения правообладателя повысит конкуренцию на рынке и снизит цены, например, на автозапчасти на целых 60-80%, парфюмерии – на 20-60%, велосипедов − на 40%. Однако дискуссия буксует, зато введение единого на союз реестра укореняет существующий подход.
Введение в действие этого реестра должно еще больше способствовать очищению рынка пяти государств от контрафактных товаров, говорят разработчики проекта. Но фактически выходит, что даже оригинальный товар де-юре становится контрафактом, если правообладатель или его уполномоченное лицо не дало разрешения на ввоз продукции какой-то «чужеродной» фирмой.
У многих продуктов, произведенных за рубежом, в России есть дистрибьюторы. Именно эти компании уполномочены в эксклюзивном порядке поставлять в РФ технику, лекарства, гаджеты, автомобили и запчасти к ним и т.п.
Когда бренд Xiaomi только начинал завоевывать международный рынок, российские потребители с удовольствием заказывали себе гаджеты с китайских сайтов и не знали бед. Но вскоре на рынке стали появляться уполномоченные лица, и даже случилась коллизия: частные посылки таможня начала разворачивать, ссылаясь на позицию уполномоченного в России лица. При этом положение вещей явно было неправомерным: подобный порядок действий применяется только в отношении коммерческих партий, но не частных покупок физлиц.
Другое дело, что ООО «Серый волк» не может ввозить iPhone, поскольку «Эпл Рус» такого разрешения не давала и, наверняка, если таможня запросит ее ответ, будет иметь возражения. Так что вся партия «яблок» «Серого волка», скорее всего, будет конфискована, а юрлицо получит административное дело и штраф. Конечно, все это можно попытаться оспорить через суд, и у ведущих специалистов есть положительная практика. Но стоит ли овчинка выделки?
Вместе с тем дискуссия на уровне ЕЭК о переходе от регионального принципа исчерпания права (которое мы имеем в ЕАЭС сейчас) к международному принципу (допускающий ввоз товаров неуполномоченным лицом) оживает лишь время от времени.
В марте этого года ЕЭК сообщила, что всем пяти сторонам практически удалось достичь соглашения по частичной легализации параллельного импорта, только Беларусь имела какие-то возражения. Речь идет о документе, который бы позволял точечно вводить разрешение на ввоз товаров неуполномоченными лицами. Например, в тех случаях, когда товары недоступны на внутреннем рынке или ощущается их дефицит, или когда цены на товары завышены. Но с марта снова никаких подвижек в вопросе, который для потребителей и для «неуполномоченных» компаний имеет принципиальное значение.
Появление единого реестра объектов интеллектуальной собственности в ЕАЭС хоть и логично, но ставит под сомнение перспективу легализации параллельного импорта.
Источник: www.tks.ru