Новые правила оформления в центрах электронного декларирования
29 октября 2020 года Министерство финансов РФ внесло на публичное обсуждение проект приказа "О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций". При детальном рассмотрении данного документа в нем можно выделить два основных новшества.
Первое изменение касается грузов, которые прибывают в Россию водным видом транспорта через морские, речные (озерные), смешанные пункты пропуска, а также товаров, ввозимых воздушными судами. После вступления в силу данного приказа все участники ВЭД будут вынуждены оформлять такие грузы только в центрах электронного декларирования (ЦЭДах), в регионе деятельности которых находятся эти пункты, даже если товары были вывезены транзитом в другой регион или таможню.
Второе изменение коснется компаний, которые находятся в так называемом "зеленом секторе" таможенного контроля. Таможенные органы по своим критериям самостоятельно вносят в него предприятия с низким уровнем риска, которые осуществляют регулярные перевозки в больших объемах и зарекомендовали себя как добросовестные участники ВЭД. Ранее такие организации могли оформлять свои грузы в любом таможенном органе вне зависимости от того, куда и каким видом транспорта они прибыли. Это было очень удобно, так как сотрудники ЦЭДов, где компании из "зеленого сектора" регулярно оформляли свои грузы, хорошо знакомы с их номенклатурой товаров, контрактами и уже проводили проверки по предыдущим поставкам. Оформление в данных ЦЭДах занимает немного времени. В случае, если таможенный пункт ранее не использовался для этой процедуры, она будет проходить дольше, так как все документы подлежат повторной проверке.
У нашей компании уже был подобный опыт. Груз прибыл в морской порт, сотрудники местного ЦЭДа, в котором мы впервые проходили процедуру оформления, начали необоснованно корректировать таможенную стоимость в сторону ее увеличения, назначили досмотр, создав целевой профиль риска. Результатом стали дополнительные материальные расходы и увеличение сроков проведения таможенного оформления. Грузовладелец отказался оплачивать обеспечение таможенных платежей. В итоге через 10 дней таможня направила отказ в выпуске декларации на товары (ДТ) и клиенту пришлось оплачивать хранение груза в порту и простой транспортного средства. После отказа в выпуске мы подали ДТ в ЦЭД не по месту нахождения товаров, оформление там заняло два дня. Важно отметить, что получателем груза была компания из "зеленого сектора". Так как в вышеупомянутом проекте приказа про такие предприятия ничего не говорится, то оформление их грузов будет производиться в таможенных органах с полномочиями, оговоренными в данном приказе. Это можно назвать своего рода монополией, так как у участников ВЭД не будет возможности выбрать таможенный орган оформления.
Следует отметить, что изменения не коснутся товаров, перевозимых автомобильным транспортом. При вступлении в силу данного приказа многим участникам ВЭД, использующим для перевозки грузов морской и воздушный транспорт, придется еще раз пересмотреть свои логистические цепочки. В каждом таможенном пункте есть свои особенности и их придется учитывать.
Тимур Давиташвили, директор по таможенным операциям логистической компании "ДАКСЕР"
Источник: www.tks.ru