Что это было?

17 октября 2019

Недавно, совершенно случайно, попалась мне на глаза стенограмма выступления представителя Отдела классификации товаров Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии В. Фурсова на ежегодной конференции «Таможня для бизнеса. Итоги 2018 года». Озаглавлено выступление так: «Основные принципы и подходы при принятии решений о классификации товаров на примере многофункциональных устройств».

Проблема классификации таких устройств, казалось бы, известная, пути ее решения тоже известны, хотя и далеко не всегда однозначны. Но то, что поведал слушателям представитель организации, принимающей решения по классификации товаров для всего нашего экономического союза, повергло меня в шок: нельзя, вроде как профессионалу, высказывать столь непрофессиональные суждения.

Начнем, как и докладчик, с сотовых телефонов. Вот, что он нам рассказал: «… основной принцип классификации состоит в том, что нужно методически правильно применять основные правила интерпретации. Например, в 1999 году, когда появились первые мобильные телефоны, то в товарной номенклатуре, тогда еще СНГ, не было такой субпозиции, как есть сейчас - 8517. Они классифицировались в товарной позиции 8525. Когда их объем достиг определенных размеров, тогда Комитет по гармонизированной системе выделил данный товар в отдельную товарную позицию 8517. Сейчас есть целая субпозиция, где классифицируются мобильные телефоны».

Остановимся и переведем дух от столь шокирующих заявлений. Перевели? А теперь по порядку:

1) сотовые телефоны появились значительно раньше 1999 года – достаточно немного покопаться в сети, чтобы узнать, что коммерческие продажи мобильного телефона Motorola DynaTAC 8000X начались в 1983 году, стоил он тогда «всего» 3995 еще «тех» долларов. В России же мобильная связь появилась в 1991 году. Конечно, в те далекие годы мобильный телефон был дорогой игрушкой в руках политиков, крутых бизнесменов и простых бандитов, но он уже существовал. А в 1999 году уже появились телефоны с камерой;

2) 8517 – это не субпозиция, а товарная позиция. И в каком смысле «не было такой субпозиции»? Товарная позиция 8517 в Гармонизированной системе была всегда, только до 1996 г. текст этой товарной позиции был следующим: «Аппараты электрические телефонные … для проводной связи …».

Сотовый телефон, являющийся, по сути, приемо-передатчиком, классифицировался до 2007 года в товарной позиции 8525 «Аппаратура передающая для радиотелефонной … связи, включающая или не включающая в себя приемную … аппаратуру …». Конкретно сотовые телефоны, как передающая аппаратура, включающая в себя приемную аппаратуру, классифицировались в субпозиции 8525 20.

Начиная с 1996 года, в новой редакции Гармонизированной системы товарная позиция 8517 уже включала в себя и проводные телефоны с беспроводной трубкой: «Аппараты электрические телефонные … для проводной связи, включая телефонные аппараты с беспроводной трубкой …». Но сотовые телефоны по-прежнему включались в товарную позицию 8525. Более того, в том году в товарной позиции 8525 Комбинированной номенклатуры ЕС, являющейся непосредственной основой ТН ВЭД, появилась субпозиция 8525 20 91, в которой сотовые телефоны были уже прямо поименованы. Позже и в ТН ВЭД СНГ появилась аналогичная подсубпозиция 8525 20 910.

И только в 2007 г. в очередной редакции Гармонизированной системы радиопередающие устройства, включая сотовые телефоны, кроме широковещательных радио- и телепередатчиков, были перенесены из товарной позиции 8525 в товарную позицию 8517 с соответствующим изменением текста этих товарных позиций:

8517 Аппараты телефонные, включая аппараты телефонные для сотовых сетей связи или других беспроводных сетей связи …
8525 Аппаратура передающая для радиовещания или телевидения …

И при чем здесь 1999 год, упомянутый докладчиком?

Наконец, главная «жемчужина» выступления докладчика:

«Нужно сказать, что классификация является очень сложным вопросом, так как она осуществляется по двум критериям – состав товара и функциональное предназначение. Сначала изучаются характеристики, а потом уже функциональное предназначение. Если посмотреть на классификацию, например, многофункциональных устройств (МФУ), то в соответствии с основными правилами интерпретации, они позволяют классифицировать товар в той товарной позиции, которая соответствует большему коду товара. Например, наши знаменитые МФУ: принтер и сканер. Это два независимых устройства, которые могут работать самостоятельно то ли в одном режиме, то ли в другом, в зависимости от того, как мы используем. Поэтому классификация данных товаров должна осуществляться по большему коду, то есть по коду сканера. Сканеры классифицируются в группе 90, а принтеры в группе 84. Таким образом осуществляется классификация.» [Не будем придираться к стилю изложения – это все-таки разговорная речь, хотя обычно перед печатью стенограмму подвергают литературной правке.]
Опять вдохнем и выдохнем. И снова по порядку:

1) вопрос классификации товаров является сложным не потому, что осуществляется по двум критериям – составу товара и функциональному предназначению, а потому, что невозможно в тонкой книжке под названием «Товарная номенклатура» прямо поименовать все неисчислимое многообразие товаров, обращающихся в международной торговле: большую часть товаров приходится искать в «прочих» группировках, и попробуй узнать, в какой из них «закопался» ваш товар, но даже и не в «прочих» группировках не всегда есть четкие критерии разграничения товаров, например, игрушек товарной позиции 9503 и игр товарной позиции 9504. Но даже и при четких критериях разграничения иногда выплывает столько нюансов, что только «силовым» методом можно навязать какое-то решение;

2) рассуждения докладчика про МФУ – это просто верх безобразия. Для начала докладчику надо было разобраться с функциями МФУ, в том числе с тем, как они реализуются:
- сканирование – сканер преобразовывает плоское изображение в цифровой образ и передает его в компьютер;
- печать – принтер получает цифровой образ изображения от компьютера и печатает его;
- копирование – в этом случае МФУ работает «само на себя», то есть сканирует оригинал, но его цифровой образ передает не в компьютер, а своему принтеру, который и печатает копию.

Сканер является устройством ввода для вычислительной машины и классифицируется в товарной позиции 8471. Существуют, конечно, и другие сканеры, например, медицинские товарной позиции 9018, но к МФУ они отношения не имеют.

Согласно примечанию 5Г(i) к группе 84 принтеры и копировальные аппараты, объединенные или нет, не включаются в товарную позицию 8471 и классифицируются в товарной позиции 8443 «… прочие принтеры, копировальные аппараты и факсимильные аппараты, объединенные или нет …».

И где здесь докладчик усмотрел группу 90 для функций МФУ? Возможно, он имел в виду товарную позицию 9009 «Фотокопировальные машины с оптической системой или контактного типа и термокопировальные машины»? Так этой товарной позиции нет в ТН ВЭД с того самого 2007 года, а все копировальные аппараты «собрались» в товарной позиции 8443;

3) и вот она, квинтэссенция «жемчужины», - классификация МФУ. Какие такие Правила интерпретации позволили докладчику сразу классифицировать товар в той товарной позиции, которая соответствует большему коду товара? Вероятно, он имеет в виду Правило 3(в), но до его применения надо сначала проверить Правило 1 вкупе с примечанием 3 к разделу XVI. В этом примечании четко сказано: комбинированные машины, состоящие из двух или более машин, соединенных вместе для образования единого целого, и другие машины, предназначенные для выполнения двух или более взаимодополняющих или не связанных между собой функций, должны классифицироваться как состоящие только из того компонента или являющиеся той машиной, которая выполняет основную функцию, если в контексте не оговорено иное.

МФУ выполняет три функции, одна из которых – сканирование – включена в товарную позицию 8471, а две – печать и копирование – в товарную позицию 8443, причем сканирование является, в том числе, промежуточным этапом копирования. Поэтому с учетом также примечания 5Г(i) к группе 84 МФУ классифицируются в товарной позиции 8443.

Если бы докладчик бросил пытливый взор на товарную позицию 8443, он наверняка увидел бы там пару-тройку подсубпозиций, включающих машины, выполняющие функцию копирования посредством сканирования оригинала и печати копий электростатическим способом. Видимо, не бросил.

Да и в пояснениях к товарной позиции 8443 все про копировальные аппараты достаточно доходчиво разъяснено.

Вывод делаю печальный: если то, что показано выше, является уровнем работы вышеупомянутого Отдела классификации товаров Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, то ожидать сколь-нибудь взвешенных решений с «методически правильным применением основных правил интерпретации» по классификации других товаров не приходится. Возможно, именно поэтому и возникают решения Коллегии ЕЭК типа решения по сетевым фильтрам, которые неожиданно для всех стали устройствами для защиты электрических цепей. Опять мы впереди планеты всей, и отцам-основателям Гармонизированной системы еще тянуться и тянуться за нами. С чем мы себя и поздравляем.

Источник: www.tks.ru

Вернуться к списку новостей