Что делать, если сработали «ценовые риски»

19 марта 2020

В процессе своей деятельности многие участники ВЭД (внешнеэкономической деятельности) сталкиваются с дополнительными проверками по стоимости товаров, заявленных в ДТ (декларации на товары). О регламенте данной процедуры, необходимом списке документов, последовательности действий и основных сложностях рассказывает заместитель генерального директора BMJ-logistics Константин Бондаренко

Дополнительные проверки могут произойти по причине того, что заявленная стоимость товаров оказывается ниже проверочных ценовых значений по данному коду, которые зафиксированы в таможенных документах для служебного пользования (ДСП), так называемые «ценовые риски».

Если таких рисков по данному коду нет, но стоимость товаров существенно ниже аналогичных товаров по данному коду, ввезённых большинством участников ВЭД, то таможенный орган инициирует дополнительную проверку. Таможенный инспектор запрашивает у декларанта дополнительные документы, которые имеют отношение к данной поставке и подтверждают заявленную декларантом таможенную стоимость. Груз таможенные органы выпускают под обеспечение таможенных платежей, которое, при успешном прохождении дополнительной проверки, декларанту возвращается.

Конечно, дополнительная проверка по стоимости – это тот законодательный барьер, который таможенные органы ставят перед теми участниками ВЭД, которые сознательно занижают стоимость товаров при ввозе для снижения уплаты таможенных платежей: пошлины и НДС. В этом случае доказать свою правоту такому участнику ВЭД будет довольно проблематично, так как он не сможет предоставить ряд документов, необходимых для успешного прохождения такой процедуры.

К сожалению, даже добросовестным участникам ВЭД, не занижающим стоимость ввозимых товаров, невозможно полностью избежать таких проверок. Часто это связано с ввозом недорогих товаров, именно по ним и срабатывают «ценовые риски». Поэтому, если участник ВЭД занимается поставкой недорогих товаров, например, азиатского производства, то он должен быть готов к такой ситуации. А если фирма импортирует дорогие товары, то вполне вероятно, что она ни разу не столкнется с дополнительной проверкой стоимости.

Срок предоставления документов по запросу таможенных органов составляет два месяца. За это время декларант должен собрать недостающие документы, сделать переводы документов, если они на иностранных языках. Именно на этом этапе важно, чтобы подготовкой пакета документов занимались профессионалы, например, организация–таможенный представитель, в штате которой есть сотрудники, имеющие опыт проведения таких проверок.

Многие декларанты пренебрегают некоторыми документами, которые есть в запросе таможенных органов ввиду их отсутствия или по нежеланию их предоставлять. В этом случае велика вероятность того, что регулирующим органом будет принято отрицательное решение по дополнительной проверке, тогда будет списана окончательная сумма обеспечения, а также пени за просрочку уплаты таможенных платежей. Декларант, в случае отрицательного решения, вправе оспорить его в судебном порядке.

Но и в суде декларанту придется доказать свою правоту. Именно декларанту, а не таможенному органу нужно предоставить соответствующие документы для доказательства правомерности заявленной таможенной стоимости.

Статистика по судебным разбирательствам такая: 70% споров по таможенной стоимости выигрывают участники ВЭД, и лишь 30% – таможенные органы. Это связано с небрежным и некомпетентным отношением декларанта к сбору пакета документов.

На наш взгляд, ситуация выглядит достаточно несовершенной. Несмотря на то, что в российском законодательстве заявлена презумпция невиновности, при проведении дополнительных проверок по стоимости это не совсем работает. Многие участники ВЭД считают, что доказательство неправоты заявления таможенной стоимости декларантом должно лежать на таможенном органе. И зачастую подходят небрежно к подготовке к суду, поэтому часто проигрывают.

Для облегчения ряда процессов, связанных с судебными делами по таможенной стоимости ввозимых на территорию РФ товаров, 26 ноября 2019 года Пленум Верховного суда принял постановление N 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза».

Оно посвящено спорам по Таможенному кодексу Евразийского экономического союза. Это сложный нормативно-правовой акт, в котором огромное количество статей. Его задача –сделать судебную практику более единообразной. Первый большой «блок» разъяснений касается вопросов определения таможенной стоимости товаров.

Пункт 9. «При оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.

В связи с этим судам следует исходить из того, что лицо, ввозящее на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, должно обладать документами, подтверждающими действительное приобретение товара по такой цене и доступными для получения в условиях внешнеторгового оборота».

Верховный Суд прямо определяет обязанность именно декларанта доказывать таможенную стоимость и предоставить соответствующие документы таможенному органу.

Рекомендации при возникновении дополнительных проверок по стоимости товаров:

– все предоставляемые документы обязательно нужно сопроводить пояснительным письмом с разъяснением всех аспектов данной поставки;

– необходимо отвечать на все пункты запроса таможенного органа письменно;

– все документы, оформленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский;

– если каких-либо запрашиваемых документов нет, об этом необходимо заявить письменно, с указанием причины их отсутствия (контрактом не предусмотрены, отсутствуют по причине необязательности применения к данной сделке и т.п.);

– постарайтесь предоставить как можно больше документов делового документооборота: электронные письма, различные документы, связанные с переговорным процессом, факсы, телеграммы и т.п.;

– не лишним будет прибегнуть к заверению отдельных документов в Торгово-промышленной палате страны продавца, например, прайс-листа, контракта, калькуляции изготовления и т.п. Это придаст данным документам больший правовой вес.

– если вы считаете, что самостоятельно не сможете должным образом подготовить комплект необходимых документов, обратитесь к таможенному представителю.

Источник: www.tks.ru

Вернуться к списку новостей